» » Собор святого Петра (Рим)



Базилика Святого Петра – это памятник Петру, которого Иисус выбрал старшим апостолом, объявив, что Петр это тот камень, на котором он построит церковь. Поскольку Рим был столицей империей, Петр вместе с апостолом Павлом пришли сюда, чтобы нести веру в господа в начале первого тысячелетия. Но ранние христиане подвергались гонениям за свою веру и как гласит церковная традиция в 64 году н.э. Петр был арестован и переведен на одну из огромных цирковых арен империи и замучен на перевернутом кресте. Его тело вынесли за стены арены, и там, на склоне того, что называлось Ватиканским холмом, было похоронено. 

Почти 300 лет спустя в 326 году Константин I, христианский император Рима, приказал построить огромную церковь на месте могилы Святого Петра, которая превратилась к тому времени из маленькой могилки, в средних размеров храм. Что интересно в местонахождении Базилики, это то что местность, склон холма, имперский цирк, римская дорога, кладбище - сделали строительство церкви на этой точке почти невозможным, но император настоял, что она должна стоять здесь, и ось церкви, место где расположен алтарь, должно быть именно тут. Пристроившись на могиле апостола, первая Базилика Святого Петра включала в себя оригинальный храм на этаже алтаря. Базилика, памятник Константина Петру, простояла примерно 1200 лет, и была снесена, чтобы освободить место для новой церкви. Но к тому моменту, по замечательному повороту судьбы древнеримское кладбище под церковью было совершенно забыто. Секреты, которое оно хранило, в том числе детали похорон Петра, не всплыли на свет божий раньше 20 века. 

В XV веке базилике, существовавшей уже одиннадцать столетий, грозило обрушение, и при Папе Николае V её стали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, задумавший построить на месте древней базилики огромный собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора Святого Петра: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. 

В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. 

Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 

Главный, восточный фасад собора возведён в 1607—1612 годах по проекту К. Мадерны. Его ширина 114,69 метров и 45,55 метров в высоту. Центральная часть оформлена восемью мощными колоннами коринфского ордера (диаметр колонн снизу 3 метра) с раскреповкой антаблемента, и неравными интерколумниями (расстояниями между осями колонн). Их сближение к центру и лёгкое выдвижение вперёд создаёт типично барочную «волну». Над карнизом с фронтоном высится аттик, на котором установлены громадные, высотой 5,65 метра, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). 

Центральное окно фасада (высота 7 метров) выходит на балкон, называемый Лоджией Благословений (Loggia delle Benedizioni), с которого Папа произносит апостолические послания лат. Urbi et Orbi (Городу и Миру). По сторонам фасада установлены две статуи: Святого Петра и Святого Павла (Дж Де Фабрис и А. Тадолини,1847), заменившие не сохранившиеся фигуры 1461 года. Пять входных проёмов (не считая боковых проездов) ведут в портик собора. 

Внутри собор поражает великолепием, огромными размерами и богатством оформления, величием сочетания архитектурных элементов эпохи Возрождения и барокко. Здесь четыреста пятьдесят статуй, пятьсот колонн, пятьдесят алтарей, множество надгробий, уникальное собрание произведений искусства. По обеим сторонам главного нефа расположен ряд капелл, многие из них имеют сквозные проходы, образуя, таким образом, подобие боковых нефов. Трансепт весьма необычно сдвинут в средокрестие, так что его боковые «рукава» образуют «ветви» креста подкупольного пространства. 








Смотрите также:

  • Мескита (Испания)

  • Церковь Святого Лазаря (Ларнака) (Кипр)

  • Монастыри Метеоры (Греция)

  • Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Рим)

  • Базилика Сакре-Кер (Париж)

  • Храм Святого Сердца (Барселона, Испания)

  • Собор святого Павла (Лондон)

  • Собор парижской Богоматери (Париж)