После исхода евреев из Египта и до строительства Первого Храма в Иерусалиме временным храмом для евреев служила Скиния - переносная палатка из ковров и кож, в которой регулярно осуществлялись богослужения и жертвоприношения Единому Богу. После строительства Иерусалимского Храма, он стал центром священнослужения всего еврейского народа.
ХРАМ (בֵּית הַמִּקְדָּשׁ, бет ха-микдаш, מִקְדָּשׁ, микдаш), здание, служившее для отправления культа Бога Израиля. В Библии Храм обычно называется Бет Яхве, `Дом Яхве`; вследствие запрета на произношение имени Бога читается Бет Адонай, `Дом Господа` или Бет Элохим, `Дом Бога`.
Храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища (бама). Как правило, в храмовом здании находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета, херувимы, а в редких случаях статуя), и утварь, служившая для отправления культа (менора, эфод и т. п.). В храмовом дворе обычно стоял жертвенник, на котором, в отличие от не храмовых жертвенников, приносилось в жертву то, что по своей сути посвящено Богу (например, бхорот — жертва первого приплода домашнего скота, тода — благодарственная жертва и другие), а также жертвы, приносимые во время паломнических праздников. Характерной чертой Храма было также то, что его служителями были священники (коханим), в то время как вести богослужение в так называемых святилищах мог любой израильтянин. Такие святилища и жертвенники находились как на территории городов и сел, так и на открытой местности, тогда как храмов было лишь несколько (судя по Библии, около десяти).
О нескольких древних храмах в Библии содержатся прямые свидетельства, относительно существования других можно заключить на основании косвенных свидетельств, как например: отправление культа, характерное для храмового служения, совершение обрядов (обетованная жертва, заключение Завета и т. п.) «перед лицом Господа» - технический термин храмовой службы, и т. д.
Библия повествует, что во всё время, пока евреи должны были воевать с соседними народами, Бог не хотел обитать в «Доме», а странствовал «в шатре и скинии». Когда царь Давид завоевал столицу иевусеев Иерусалим он перенёс туда Ковчег Завета и поместил его в специально предназначенную для него скинию. В Иерусалиме Давид на горе Мориа воздвиг жертвенник Богу Израиля и намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана, оставил эту миссию своему сыну Соломону.
Царь Соломон (970—930 гг. до н. э.) приступил к строительству Храма на четвёртый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта. Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 г. до н.э. (по др. данным, с 1014 по 1007 г. до н.э.).
Основные источники, по которым можно составить представление о внешнем виде и внутреннем устройстве Храма Соломона: Библия 3-я Царств (гл. 6—7) и 2-я Паралипоменон (гл. 2—4). Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме, принципиальным образом отличался от всего, что ему предшествовало в еврейской истории. Впервые Храм был возведён в качестве постоянного и основательного каменного здания в совершенно определённом и особом месте. Великолепное здание Храма сделало его с самого начала центральным святилищем для всего Израиля, хотя наряду с ним продолжали существовать и местные святилища — бамот.
Гора Мориа, на которой стоял Храм, стала считаться Божией горой, а Храм — жилищем Господним. Уже древнейшие пророки, творения которых дошли до нас, предполагают, что Сион является исключительным местопребыванием Господа на земле (как некогда гора Синай).
Иерусалимский храм (Википедия)
В 586 году до н. э. вавилоняне под предводительством Навуходоносора захватили Иерусалим и полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию (вавилонское пленение). Ковчег Завета был при этом утерян.
В начале 538 г. до н. э., после завоевания Вавилонии, царь Персиды Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Ивритский текст гласит: «Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего Его народа... пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израиля, того Бога, который в Иерусалиме».
Работы по восстановлению Храма были завершены 516 г. до н. э., т.е. приблизительно через 70 лет после разрушения Первого храма. Вернувшиеся из вавилонского пленения видели во Втором храме продолжение Первого и потому стремились в точности воссоздать разрушенное здание, однако они не могли восстановить дорогостоящую отделку прежнего здания. В начале персидского периода Храм был скромных размеров и сравнительно небогато украшен. Однако по мере увеличения численности и улучшения экономического положения евреев они расширяли здание и украшали его.
Строители Второго Храма были вынуждены сочетать в его устройстве архитектуру Храма Соломона с элементами Храма, описание которых дано в пророчестве Иезекииля. Храм в видении Иезекииля походит на первых двух лишь своим общим видом. В нём также присутствуют: Притвор (Улам), Святилище (Хейхал), Святая святых (Двир) и Двор (Азара). В остальном этот Храм существенно отличается от Первого и Второго храмов как формой, так и размерами. Внешний двор в Храме из пророчества Иезекииля имеет дополнительные 100 локтей с севера и с юга, что придаёт ему форму квадрата. Для строительства Храма таких размеров потребуются значительные топологические изменения для расширения площади Храмовой горы.
Когда вслед за завоеваниями Александра Македонского Иудея подпала под власть греков, эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары. Однако отношение Селевкидских правителей к Храму резко изменилось в правление Антиоха IV Эпифана. В 169 г. до н. э. на обратном пути из Египта он вторгся на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды. Два года спустя он осквернил алтарь и превратил здание Храма в храм Зевса. Храмовая служба была прервана более чем на три года и возобновлена лишь после захвата Храмовой горы Иехудой Маккавеем в 164 г. до н. э.
В 63 году до н. э. Помпей после трёхмесячной осады овладел Иерусалимом, римляне взяли штурмом укреплённый Храм, покрыв его дворы многочисленными трупами. Помпей со всей свитой вступил в Святая святых, но не тронул священной утвари и храмовой казны. Несколькими годами позже на пути в Парфию Красс ограбил храмовую сокровищницу, взяв из неё две тысячи талантов серебра.
При завоевании Иерусалима Иродом, несколько колонн Храма были сожжены и дворы Храма залиты кровью защищавших его. Тем не менее, дальнейшее осквернение Храма было Иродом остановлено. Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма. Работы продолжались в течение 9,5 лет, работы по перестройке самого корпуса Храма продолжались 1,5 года, после чего он был освящён.
Работа по отделке и доработке отдельных частей здания Храма и строительство в системе дворов на Храмовой горе продолжалось ещё долгое время после Ирода. Несмотря на все изменения, внесённые в храмовый комплекс Иродом и священниками, которые значительно расширили здание самого Храма, обновлённый Храм не стал новым Третьим Иерусалимским храмом, а продолжал называться, как и Храм Зоровавеля, Вторым Иерусалимским храмом.
Второй Иерусалимский Храм (Википедия)
В 66—73 гг. произошло антиримское восстание (Иудейская война). При подавлении восстания римская армия осадила Иерусалим. Спустя 6 лет после окончания строительства нового, роскошного Иерусалимского храма, в 70 году н. э. он был разрушен. Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами.
Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слёз, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название «Стена Плача», так как слёзы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь.
Согласно иудейской традиции Третий Храм будет воздвигнут на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме, где прежде стояли два других храма. Третий Храм должен быть устроен по образцу Храма, подробно описанного в пророческом видении Иезекииля (Иез. 40—48). Иезекииль, ведомый рукой Всевышнего и сопровождаемый ангелом, совершает путешествие в будущее и проходит по территории некоего Храма, переходя из внешнего двора во внутренний, а затем в Святое помещение Храма и в его Святая святых.
Исследователи, пытающиеся восстановить внешний вид Третьего Храма по описанию Иезекииля, сталкиваются с немалыми трудностями:
- Многие фразы, посвящённые устройству Храма, не поддаются однозначному толкованию.
- Описание многих архитектурных деталей довольно туманно и неопределённо.
- Значение многих технических терминов непонятно.
Местоположение Третьего Храма
Традиционно Храм располагают на Храмовой Горе, на том месте где ныне находится мусульманское святилище Купол Скалы. В средине Купола Скалы возвышается на 1,25—2 метра большая скала длиной 17,7 метров и шириной 13,5 метров. Этот камень считается священным и окружён позолоченной решеткой, чтобы никто к нему не прикасался. Считается, что это и есть тот «Камень Основания», о котором в Талмуде говорится, что с него Господь начал Сотворение миpa и который помещался в Святая святых Иерусалимского храма. Хотя существуют и другие варианты локализации Храма.
Строительство Третьего Храма
По поводу процесса восстановления Третьего Храма среди еврейских законоучителей нет единого мнения. Основных мнения:
- Храм чудесным образом появится уже полностью отстроенным, останется0 лишь пристроить ворота и укрепления.
- Храм построит царь-Мессия (помазанник), после того как укрепит свой престол. Подобно тому, как это было во времена Давида и Соломона: после разгрома Давидом врагов Израиля его сын Соломон построил Храм. Тем самым, если будущий царь-помазанник действительно сможет это сделать, это будет неоспоримым свидетельством того, что он и есть Мессия, которого еврейский народ так долго ждал.
- Вначале народ построит Храм, а потом на него опустится Шехина (Божественное присутствие), как это произошло во времена Моисея и во времена царя Соломона.
- Третий Храм соединит в себе все синагоги мира, которые чудесным образом соберутся в одном месте и составят Третий Храм, который будет спущен с небес уже полностью отстроенным.
- Храм будет построен людьми возможно даже до прихода Мессии.
Периодически со стороны некоторых религиозных деятелей звучат призывы к тому, чтобы заново отстроить еврейский Храм на Храмовой горе. Как правило, сторонники идеи строительства Третьего Храма призывают разрушить Купол Скалы, стоящий на том месте, где должен стоять Храм. Тем не менее рассматривается и другой вариант, при котором арабская святыня останется нетронутой, при условии, что немусульманам будет разрешено в ней молиться.
Третий Храм (Википедия)
ХРАМ (בֵּית הַמִּקְדָּשׁ, бет ха-микдаш, מִקְדָּשׁ, микдаш), здание, служившее для отправления культа Бога Израиля. В Библии Храм обычно называется Бет Яхве, `Дом Яхве`; вследствие запрета на произношение имени Бога читается Бет Адонай, `Дом Господа` или Бет Элохим, `Дом Бога`.
Храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища (бама). Как правило, в храмовом здании находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета, херувимы, а в редких случаях статуя), и утварь, служившая для отправления культа (менора, эфод и т. п.). В храмовом дворе обычно стоял жертвенник, на котором, в отличие от не храмовых жертвенников, приносилось в жертву то, что по своей сути посвящено Богу (например, бхорот — жертва первого приплода домашнего скота, тода — благодарственная жертва и другие), а также жертвы, приносимые во время паломнических праздников. Характерной чертой Храма было также то, что его служителями были священники (коханим), в то время как вести богослужение в так называемых святилищах мог любой израильтянин. Такие святилища и жертвенники находились как на территории городов и сел, так и на открытой местности, тогда как храмов было лишь несколько (судя по Библии, около десяти).
О нескольких древних храмах в Библии содержатся прямые свидетельства, относительно существования других можно заключить на основании косвенных свидетельств, как например: отправление культа, характерное для храмового служения, совершение обрядов (обетованная жертва, заключение Завета и т. п.) «перед лицом Господа» - технический термин храмовой службы, и т. д.
Первый Иерусалимский храм
Храм Соломона (950—586 год до н. э.)
Библия повествует, что во всё время, пока евреи должны были воевать с соседними народами, Бог не хотел обитать в «Доме», а странствовал «в шатре и скинии». Когда царь Давид завоевал столицу иевусеев Иерусалим он перенёс туда Ковчег Завета и поместил его в специально предназначенную для него скинию. В Иерусалиме Давид на горе Мориа воздвиг жертвенник Богу Израиля и намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана, оставил эту миссию своему сыну Соломону.
Царь Соломон (970—930 гг. до н. э.) приступил к строительству Храма на четвёртый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта. Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 г. до н.э. (по др. данным, с 1014 по 1007 г. до н.э.).
Основные источники, по которым можно составить представление о внешнем виде и внутреннем устройстве Храма Соломона: Библия 3-я Царств (гл. 6—7) и 2-я Паралипоменон (гл. 2—4). Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме, принципиальным образом отличался от всего, что ему предшествовало в еврейской истории. Впервые Храм был возведён в качестве постоянного и основательного каменного здания в совершенно определённом и особом месте. Великолепное здание Храма сделало его с самого начала центральным святилищем для всего Израиля, хотя наряду с ним продолжали существовать и местные святилища — бамот.
Гора Мориа, на которой стоял Храм, стала считаться Божией горой, а Храм — жилищем Господним. Уже древнейшие пророки, творения которых дошли до нас, предполагают, что Сион является исключительным местопребыванием Господа на земле (как некогда гора Синай).
Иерусалимский храм (Википедия)
В 586 году до н. э. вавилоняне под предводительством Навуходоносора захватили Иерусалим и полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию (вавилонское пленение). Ковчег Завета был при этом утерян.
Второй Иерусалимский Храм.
В начале 538 г. до н. э., после завоевания Вавилонии, царь Персиды Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Ивритский текст гласит: «Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего Его народа... пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израиля, того Бога, который в Иерусалиме».
Работы по восстановлению Храма были завершены 516 г. до н. э., т.е. приблизительно через 70 лет после разрушения Первого храма. Вернувшиеся из вавилонского пленения видели во Втором храме продолжение Первого и потому стремились в точности воссоздать разрушенное здание, однако они не могли восстановить дорогостоящую отделку прежнего здания. В начале персидского периода Храм был скромных размеров и сравнительно небогато украшен. Однако по мере увеличения численности и улучшения экономического положения евреев они расширяли здание и украшали его.
Строители Второго Храма были вынуждены сочетать в его устройстве архитектуру Храма Соломона с элементами Храма, описание которых дано в пророчестве Иезекииля. Храм в видении Иезекииля походит на первых двух лишь своим общим видом. В нём также присутствуют: Притвор (Улам), Святилище (Хейхал), Святая святых (Двир) и Двор (Азара). В остальном этот Храм существенно отличается от Первого и Второго храмов как формой, так и размерами. Внешний двор в Храме из пророчества Иезекииля имеет дополнительные 100 локтей с севера и с юга, что придаёт ему форму квадрата. Для строительства Храма таких размеров потребуются значительные топологические изменения для расширения площади Храмовой горы.
Когда вслед за завоеваниями Александра Македонского Иудея подпала под власть греков, эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары. Однако отношение Селевкидских правителей к Храму резко изменилось в правление Антиоха IV Эпифана. В 169 г. до н. э. на обратном пути из Египта он вторгся на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды. Два года спустя он осквернил алтарь и превратил здание Храма в храм Зевса. Храмовая служба была прервана более чем на три года и возобновлена лишь после захвата Храмовой горы Иехудой Маккавеем в 164 г. до н. э.
В 63 году до н. э. Помпей после трёхмесячной осады овладел Иерусалимом, римляне взяли штурмом укреплённый Храм, покрыв его дворы многочисленными трупами. Помпей со всей свитой вступил в Святая святых, но не тронул священной утвари и храмовой казны. Несколькими годами позже на пути в Парфию Красс ограбил храмовую сокровищницу, взяв из неё две тысячи талантов серебра.
При завоевании Иерусалима Иродом, несколько колонн Храма были сожжены и дворы Храма залиты кровью защищавших его. Тем не менее, дальнейшее осквернение Храма было Иродом остановлено. Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма. Работы продолжались в течение 9,5 лет, работы по перестройке самого корпуса Храма продолжались 1,5 года, после чего он был освящён.
Работа по отделке и доработке отдельных частей здания Храма и строительство в системе дворов на Храмовой горе продолжалось ещё долгое время после Ирода. Несмотря на все изменения, внесённые в храмовый комплекс Иродом и священниками, которые значительно расширили здание самого Храма, обновлённый Храм не стал новым Третьим Иерусалимским храмом, а продолжал называться, как и Храм Зоровавеля, Вторым Иерусалимским храмом.
Второй Иерусалимский Храм (Википедия)
В 66—73 гг. произошло антиримское восстание (Иудейская война). При подавлении восстания римская армия осадила Иерусалим. Спустя 6 лет после окончания строительства нового, роскошного Иерусалимского храма, в 70 году н. э. он был разрушен. Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами.
Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слёз, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название «Стена Плача», так как слёзы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь.
Третий Иерусалимский Храм
Согласно иудейской традиции Третий Храм будет воздвигнут на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме, где прежде стояли два других храма. Третий Храм должен быть устроен по образцу Храма, подробно описанного в пророческом видении Иезекииля (Иез. 40—48). Иезекииль, ведомый рукой Всевышнего и сопровождаемый ангелом, совершает путешествие в будущее и проходит по территории некоего Храма, переходя из внешнего двора во внутренний, а затем в Святое помещение Храма и в его Святая святых.
Исследователи, пытающиеся восстановить внешний вид Третьего Храма по описанию Иезекииля, сталкиваются с немалыми трудностями:
- Многие фразы, посвящённые устройству Храма, не поддаются однозначному толкованию.
- Описание многих архитектурных деталей довольно туманно и неопределённо.
- Значение многих технических терминов непонятно.
Местоположение Третьего Храма
Традиционно Храм располагают на Храмовой Горе, на том месте где ныне находится мусульманское святилище Купол Скалы. В средине Купола Скалы возвышается на 1,25—2 метра большая скала длиной 17,7 метров и шириной 13,5 метров. Этот камень считается священным и окружён позолоченной решеткой, чтобы никто к нему не прикасался. Считается, что это и есть тот «Камень Основания», о котором в Талмуде говорится, что с него Господь начал Сотворение миpa и который помещался в Святая святых Иерусалимского храма. Хотя существуют и другие варианты локализации Храма.
Строительство Третьего Храма
По поводу процесса восстановления Третьего Храма среди еврейских законоучителей нет единого мнения. Основных мнения:
- Храм чудесным образом появится уже полностью отстроенным, останется0 лишь пристроить ворота и укрепления.
- Храм построит царь-Мессия (помазанник), после того как укрепит свой престол. Подобно тому, как это было во времена Давида и Соломона: после разгрома Давидом врагов Израиля его сын Соломон построил Храм. Тем самым, если будущий царь-помазанник действительно сможет это сделать, это будет неоспоримым свидетельством того, что он и есть Мессия, которого еврейский народ так долго ждал.
- Вначале народ построит Храм, а потом на него опустится Шехина (Божественное присутствие), как это произошло во времена Моисея и во времена царя Соломона.
- Третий Храм соединит в себе все синагоги мира, которые чудесным образом соберутся в одном месте и составят Третий Храм, который будет спущен с небес уже полностью отстроенным.
- Храм будет построен людьми возможно даже до прихода Мессии.
Периодически со стороны некоторых религиозных деятелей звучат призывы к тому, чтобы заново отстроить еврейский Храм на Храмовой горе. Как правило, сторонники идеи строительства Третьего Храма призывают разрушить Купол Скалы, стоящий на том месте, где должен стоять Храм. Тем не менее рассматривается и другой вариант, при котором арабская святыня останется нетронутой, при условии, что немусульманам будет разрешено в ней молиться.
Третий Храм (Википедия)
Смотрите также:
Храмовая гора (Иерусалим)
Медина (Саудовская Аравия)
Кааба. Мечеть аль-Харам (Запретная мечеть, Заповедная мечеть) (Мекка. Саудовская Аравия)
Храм Гроба Господня (Иерусалим)
Мечеть султана Хасана (Каир, Египет)
Монастырь Мар Саба (Израиль, Палестина)
Купол Скалы (Иерусалим)
Петра (Иордания)