Азия

Храм Као Дай (Вьетнам)

Храм Каодай – одна из достопримечательностей столицы Фукуока, города Зыонгдонг. Каодай (Cao Đài) – одна из самых удивительных религий Вьетнама, да и пожалуй всего мира.

Представьте движение, которое попыталось объединить в себе лучшее от христианства, буддизма, китайского даосизма и новых философских течений конца девятнадцатого, начала двадцатого века. Представьте себе храм, в котором поклоняется Иисусу Христу, Будде, Виктору Гюго и даже Владимиру Ленину. Представьте себе католический храм, одетый в цветной буддийский халат… Всё это Као Дай, и зародился этот культ именно здесь, на острове Фукуок в начале прошлого века. 

Као Дай («Путь Высшей власти») - это синкретическое монотеистическое вьетнамское религиозное движение с сильно выраженным националистическо-политическим характером. Новая религия опирается на этические заповеди конфуцианства, оккультные практики даосизма, теории кармы и перерождения буддизма, к тому же имеет иерархическую организацию римского католицизма (в том числе сан папы). 

В 1919, а по другой версии в 1920 году вьетнамскому государственному служащему Нго Ван Тьеу (Ngô Văn Chiêu) начали приходить мистические откровения. Сущность, которая назвала себя «Большой Глаз» повелела мужчине оставить свою старую веру и всего себя посвятить спасанию человечества.  Следуя небесному посланию, он начал проповедовать кредо, основанное на единстве мировых религий. Согласно новой доктрине, это будет третий союз между Богом и человечеством. 

Третий, но единственно верный. Согласно каноническому толкованию истории секты первое пришествие Као Дай случилось во времена основания иудаизма и индуизма, второе примерно во время начала христианства, буддизма, конфуцианства и даосизма.  Cao Dai будет третьим и заключительным альянсом. Религией, которая объединит и докажет единый посыл всех этих предыдущих религий. 

Сам Нго Ван Тьеу отказался стать «Папой» то есть главой новой церкви, и позже совсем отошел от дел новой религии, образовав еще более аскетичную секту — «Тьеу минь». На последующие десять лет главой церкви стал Ле Ван Чунг. Учение быстро распространилось по Вьетнаму, и к 1950 году это была такая сила, что к концу французской оккупации, армия полевых командиров Као Дай контролировала большую часть  дельты реки Меконга. Община насчитывала 45000 солдат ополчения  и претендовала на восьмую часть населения страны в качестве верующих. 

Этот быстрый рост не продлится долго. После гражданской войны во Вьетнаме, во время которой священники Као Дай отказались встать на сторону Виетконга, новое  социалистическое правительство реквизировало земли церкви, многие обряды были запрещены, а лидеры или  посажены в тюрьму, или бежали за рубеж, как формальный глава церкви «понтифик» Фам Конг Так. Земля вокруг храма были возвращены только в 1985 году, когда в стране началась «оттепель». 

Сейчас приверженцами Као Дай считаются более 5 миллионов человек по всему миру. Храмы секты существуют по всему Вьетнаму, а так же в Австралии, США, Канаде. Но несмотря на открытость движения, прихожанами становятся в основном этнические вьтнамцы, и иностанных последователй у религии не много. 


Смотрите также:


  • Храм Кэнтё-дзи (Япония)

  • Кристальная мечеть (Малайзия)

  • Пик Адама (Шри-Ланка)

  • Аютайя - исторический город (Таиланд)

  • Боробудур (остров Ява, Индонезия)

  • Ангкор-Ват «храм Ангкор» (Камбоджа)

  • Таунг-Калат (Бирма)