» » Монастырь Шаолинь (Китай)


Благодаря киноиндустрии XX века Шаолиньский монастырь стал чрезвычайно известнен боевыми искусствами своих монахов. За всю древнюю историю Китая, монастырей с названием Шаолинь насчитывалось около десяти. Но уцелел лишь один – северный монастырь Суньшань, основанный в 495 году н.э. 

Название монастыря произошло от его географического местоположения. Дословно переводится – «Монастырь в лесу, на горе Шао». Так были ли там знаменитые и легендарные боевые монахи? 

Монастырь был основан в 495 году, но в 530 обрел свой путь, когда в Шаолинь прибыл патриарх чань-буддизма - монах Бодхидхарма (Дамо). Он научил местных монахов новому методу совершенствования и в корне изменил сложившуюся буддистскую традицию. Теперь монахи практиковали медитацию путем развития боевых навыков. 

Дамо был родом из Индии и пришел в монастырь, построенный в начале III века даосскими монахами на горе Суньшань, чтобы обучить монахов своему учению. Дамо учил: «каждый человек является потенциальным Буддой, необходимо лишь его пробудить в себе». Дамо сделал все возможное, чтобы распространить свое учение "Чань", и чтобы все пришли к Будде. 

Перед тем как Бодхидхарма передал свое учение монахам, он просидел 9 лет в пещере, размышляя и философствуя над проблемами мироздания и бытия. Тогда солнечный яркий свет выжег на стене пещеры его облик за проведенные 9 лет медитации. За это монахи прониклись уважением и почтением к силе его духа. И тогда приняли его учение как истину. Пещера, где медитировал Дамо является одной из главной святынь Шаолиня. Все буддисты мира считают это место идеальным для медитации. 

Причиной занятий монахов искусством рукопашного боя стала необходимость физического выживания в условиях суровой горной природы, угрозы нападения диких зверей и княжеских междоусобиц. Монастырь Шаолинь расположен в глубине горной гряды Суншань, что обусловило суровые условия быта монахов. Все это требовало от них крепкого здоровья, неприхотливости в повседневной монастырской жизни и умения защитите себя. Физическая тренировка посредством занятий боевыми искусствами стала для них необходимостью.   

В течение полутора тысяч лет существования монастыря в нем создавались, отбирались и передавались новым поколениям уникальные формы ушу, отличные от других школ и направлений. Фундаментальные основы шаолиньского стиля сформировались уже к концу правления династии Суй (581-618 гг.) - началу царствования династии Тан (618-907 гг.). 

Характер действий защитников монастыря был предопределен условиями его существования: акцент делался не на крупномасштабные операции вооруженных отрядов, а на мастерство и отвагу отдельных монахов-бойцов. Со временем практика монашеского ушу приобретала все более глубокий характер, и на рубеже эпох Суй и Тан монахи Шаолиня прославились своим боевым искусством по всей стране. 

После прихода к власти династии Суй император Вэнь-ди (581-605 гг.), чрезвычайно почитавший буддизм, пожаловал монастырю около 667 гектаров земли. Монахи-бойцы не только защищали свою территорию, но и оказывали помощь императорскому двору. Известна история о том, как тринадцать монахов Шаолиня помогли танскому императору подавить мятеж. За эту помощь монарх даровал монастырю высочайшее соизволение содержать войско монахов: так Шаолинь и стал первым во всей стране центром боевых искусств. 

В 13 веке Шаолиньский монастырь возглавил настоятель Фуюй, монах – реформатор, сделавший очень многое для китайского буддизма. Фуюй считал, что слишком много монахов уходят из монастыря, не стесняясь приукрасить свои подвиги и выдумывая различные небылицы. Настоятель собрал всех монахов высшего посвящения на совет в монастыре, где было решено создать и ввести в практику обучения монахов специальный экзамен. Этим экзаменом стал особый комплекс, представлявший из себя всю шаолиньскую технику. 

36 ступеней Шаолиня. 
Этот комплекс был разделен на 36 этапов и назывался 36 залов. После каждого этапа ученик должен был сдавать экзамен. 
В первых залах изучались боевые стойки и передвижения. 
Во вторых залах – удары руками. 
В третьих – ногами. 
На следующих этапах монах совершенствовался как боец со всеми видами холодного оружия. 

Покинуть монастырь стало почти невозможным. Для этого нужно было пройти 13 застав – особых преград на пути, для тех, кто пожелает уйти из монастыря. Каждая застава охранялась опытными монахами – профессиональными бойцами Шаолинь. 

Монахи пожелавшие покинуть монастырь должны были помериться силами со стражами и дойти до центральных ворот. Они назывались горные врата. Правила гласили – тем, кому не удастся дойти до них с первого раза – навсегда останутся в монастыре. Поэтому желающих покинуть монастырь убавилось во много раз. А кому удавалось это сделать, были настоящие монахи Шаолинь, за которых не было бы стыдно.

К 1925 году в монастыре практически не осталось настоящих мастеров, а в 1928 году бесчинствующий военачальник Ши Юань поджег Шаолинь, уничтожив уникальные источники знаний. Огромной утерей стала гибель трактата великого Чжан Саньфэна, считавшегося единственным источником знания Тайцзицюань. 

Восстановлением самобытной культуры Шаолиня намного позже занялся У Шанлинь, сын последнего мастера Цзи Цзиня. Три года он обучал монахов Шаолинь — все современные мастера легендарного монастыря ведут историю своих навыков именно от них. 

Китаю дорого далось восстановление Шаолиня. После Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семеро монахов и лишь трое из них ранее изучали шаолиньские боевые искусства. Власти страны в принудительном порядке привлекли мастеров ушу со всей округи. Они-то и стали прародителями современной школы Шаолинь. 

Боевое искусство монахов называется Шаолинь-Сы Цюань-Фа, или сокращенно Шаолинь-Цюань. Сюда входит не только рукопашный бой, но и уникальные способы владения оружием. 

Постепенно монастырь занял знаковое место в массовой культуре. Шаолинь вырос, превратив весь регион в настоящую Мекку туризма. Сегодня вокруг него существует бесчисленное количество коммерческих школ боевых искусств, которые, по сути, являются всего лишь школами кунг-фу и ушу.



Смотрите также:

  • Будда Весеннего Храма (Китай)

  • Хармандир-Сахиб (Золотой Храм) (Индия)

  • Пещерные храмы Аджанты (Индия)

  • Храм Минакши (Мадурай, Индия)

  • Taktshang (Бутан, Тибет)

  • Храм Махабодхи (Индия)

  • Храм ламы (Китай)

  • Пагода Хух-Хото (Китай)