Устройство храма

Строение буддийского храма

Храм Будды

Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.
В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана. Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзихрам Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси. 

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище». 

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней. 

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ». «Три сокровища» – это Будда, его учение и община, образовавшаяся вокруг этого  учения. Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку. 

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды. 

Найти два одинаковых буддийских храма практически невозможно, они отличаются друг от друга очень сильно. Во-первых, это связано с тем, что в каждой стране буддизм разный, кроме того, очень разные там и климатические условия, не дающие использовать один и тот «эскиз» дважды. Основными атрибутами буддийского храма считаются статуя Будды Шакьямуни, она, как правило, внушительных размеров и располагается посередине храма. На стенах обычно изображается круг Сансары и дерево страданий. Для буддийских храмов очень характерной чертой считается наличие позолоты, обильного количества ярких красок, живых и искусственных цветов. 

Как устроен типичный буддийский храм в Китае

Перед входом стоят красивые ворота
Внутренняя территория храма состоит из нескольких двориков, сужающихся к центру
Каждый дворик расположен на небольшом возвышении
В самом большом дворике обычно стоят древние монументы
На территории храма много зелени и деревьев
Изогнутые крыши отгоняют злых духов
Арки в традиционном китайском стиле
В помещениях хранятся картины и рукописи, рассказывающие об истории храма
В каждом здании стоит свое божество, которое приносит счастье, здоровье или удачу в делах 


Обычный буддийский алтарь состоит из нескольких групп объектов. В тибетской традиции и родственных школах самыми важными являются три объекта, которые представляют тело, речь и ум Будды. Из них состоит базовый алтарь. Первым из этих объектов является статуя Будды или бодхисаттвы, которая помещается в центре. Вторым объектом является сакральный текст, символизирующий речь Будды. Он завёрнут в тёмно-красную или жёлтую ткань и располагается слева от Будды. С правого бока алтаря размещается ступа, как символ ума Будды. Вместо каждого из этих объектов можно использовать изображения. 

Вокруг этих объектов могут располагаться изображения будд, бодхисаттв, лам и защитников. В Ваджраяне, в частности в тибетском буддизме, центральным аспектом является лама или учитель. Вокруг него могут размещаться идамы и защитники. 

Вторая группа объектов относится к дарам. Обычно используют семь чаш с дарами Будде и бодхисаттвам. Они должны быть расположены по прямой линии и содержать (слева направо): 
- Питьевая вода — символизирует чистоту ума.
- Вода для умывания — символизирует чистоту тела.
- Рис и цветы — символизирует чистоту взгляда.
- Рис и благовония — символизирует свойство Дхармы проникать везде.
- Свеча — символизирует озарение.
- Ароматизированная вода — символизирует преданность.
- Рис и еда — преподносят Буддам в качестве благодарности.
Иногда среди даров есть морская раковина и колокольчик (тинг-шаг), символизирующие пробуждение существ, которые слушают Дхарму. 

К третьей группе объектов относят предметы, которые используют во время особых ритуалов (или постоянно). К ним относят тормы, дордже, колокольчик, хрустальный шар. 

Алтарь располагают на самом высоком месте. 

В дальневосточном буддизме, в частности в Китае, как правило на алтарь устанавливают изображения/статуи будд (и/или свитки с их именами), свечи, вазы для цветов, курительницы или подставки для благовоний, поющие чаши, мисочки для подношений воды, фруктов, риса и прочего.

В Японии, нередко, используются буцуданы. 

Буцуда́н «дом будды» — буддистский семейный алтарь в традиционных японских домах. Обычно буцудан устраивается в виде шкафа с дверцами, внутри которого помещаются объекты религиозного поклонения (статуэтки будды и бодхисаттв, свитки с изображениями будды) и памятные таблички с именами усопших предков. Буцудан является важным элементом японского культа предков. 

Дверцы буцудана обычно закрыты, их открывают только во время религиозных мероприятий. Помимо прочего, в буцуданах хранят различные культовые принадлежности (подсвечники, подставки для возжигания благовоний, колокольчики, подносы для подношений). 


Буцуданы используются в религиозных практиках дальневосточных буддистов, перед ними молятся утром и вечером. Представители дзэн-буддизма медитируют перед буцуданами. Традиция возводить алтари подобного типа пришла в Японию из Китая и Кореи. 

Смотрите также:


  • Устройство мечети

  • Строение католического храма

  • Строение индуистского храма

  • Строение православного храма

  • Представление о Храме на сайте