» » Мариацкий костёл (Краков, Польша)


Костёл разделён на две части — для молящихся и для туристов. Соответственно у костёла два входа: тот, что смотрит на площадь, предназначен для тех, кто пришёл помолиться; через него можно пройти только в заднюю часть костёла. А справа вход для туристов, здесь можно посмотреть главную алтарную часть. Алтарь, который представляет собой триптих, достигает 13 метров в высоту, а размах его боковых створок — 11 метров! Центральный сюжет алтаря — увенчание Богоматери венцом Владычицы Небесной, а на крыльях изображены двенадцать сцен из жизни Девы Марии. Фигуры поражают своим реализмом, все детали человеческого тела, пропорции, движение воспроизведены со скрупулезной точностью и вместе с тем одухотворены — они живут … 


Фасад базилики венчают две башни различной высоты и конструкции. 
- Высокая башня имеет высоту 82 м. В плане имеет форму квадрата, ближе к вершине превращаясь в восьмиугольник. На шпиле установлена золоченая корона диаметром 2,4 м и высотой 1,3 м. На башне находится часовой колокол, отлитый в 1530 году, диаметром в 165 см. 
- Низкая башня, высотой 69 м, является костёльной колокольней. В плане имеет форму квадрата, имеет чётко обозначенное разделение на этажи, подчёркнутое карнизами и оконными проёмами. В башне находится ренессансная часовня Обращения св. Павла (часовня Кауфманов). На верхней площадке башни по углам расположены небольшие купола на низких шестиугольных основаниях. 

Есть забавная легенда, связанная со строительством Мариацкого костёла. 
Возведением костёла руководили две семьи известных в Кракове древних родов, которые находились друг с другом «не в лучших» отношениях. Строительство продолжалось годы, а решение возникающих проблем требовало слаженности действий. Тогда главы семей приняли решение о соединении, для этого их дети должны были вступить в брак.

Отец жениха заранее радовался: ведь муж — это глава семьи, значит его род получал бы превосходство. Но представитель семьи невесты решил заключить хитрый договор: согласно которому дети руководили строительством двух башен костела отдельно друг от друга, и семья, чья башня получится выше и лучше, получала бы превосходство в новом союзе. Семья жениха конечно согласилась, ведь строительство — не женское дело. Они заранее были уверены в успехе. Но! ...

После свадьбы молодая жена стала столь добросовестно исполнять супружеские обязанности, что под утро у молодого мужа просто не оставалось сил. А жена, наоборот, получив заряд бодрости, была полна энергии. В результате строительство её башни продвигалось значительно успешнее, чем у супруга. Жители Кракова знали о договоре, и с любопытством следили за строительством. Отец молодого супруга не раз пытался наставить сына на путь истинный, но как устоять перед женскими чарами? В результате семья, отдавшая дочь, выиграла спор. Однако, за время семейной жизни супруги так искренне полюбили друг друга, что вопрос о том, кто главный в семье (несмотря на средневековье) уже не возникал. 

Другая легенда разницы в высоте башен Мариацкого костела гласит. Во время правления князя Болеслава Стыдливого (1243-1279) было решено к корпусу костела, стоящего на главной рыночной площади гоpoдa, достроить две башни. За эту задачу взялись два брата. Когда oдин из ниx сориентировался, что его башня не сравнится со второй ни высотой, ни красотой, из зависти убил он свoего брата ножом.  Угрызения совести не давали ему покоя – в день освящения храма он пронзил свое сердце тем же ножом и бросился с верхушки башни костела. Нож, который он якобы использовал, висит и поныне в Суконных рядах, напоминая об этой мрачной истории. История настолько потрясла горожан, что советники городской ратуши постановили вычеркнуть из городских книг имена братьев-строителей, которые превратили святое дело возведения Божьего храма в соревнование собственных гордынь. А недостроенную башню в назидание потомкам решили оставить такой, как есть, и только покрыли ее кровлей. 

С башни, называемой хейналица, на протяжении веков городской страж с помощью трубы утром и вечером давал сигнал для открытия и закрытия городских ворот. Также он трубил тревогу, когда видел пожар или приближающегося врага. Хейнал является одним из символов Польши — его мелодию протрубил польский горнист капрал Эмиль Чех 18 мая 1944 в честь победы над немецкими войсками в битве под Монте-Кассино. 11 июня 2000 года хейнал был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как мелодия, которую сыграли одновременно примерно 2000 трубачей, съехавшихся со всего мира. 


Внутренное убранство Мариацкого костёла отличается богатым и пышным видом, – деревянный резной алтарь со сценами из Святого писания, сияющая позолота. В костеле находятся нecколько часовeн c aлтарями в готическом стиле, и в стиле барокко из черного мрамора c прекpacными росписями. На стенах базилики, неф которой окружен венком часовен, немало старинных памятников и надгробий. 








Смотрите также:

  • Мескита (Испания)

  • Киккский монастырь (Кипр)

  • Монастыри Метеоры (Греция)

  • Берлинский кафедральный собор

  • Миланский собор (Италия)

  • Собор парижской Богоматери (Париж)

  • Собор святого Петра (Рим)

  • Кельнский собор (Германия)