
С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Однажды монахи Синая обратились к матери императора Константина, Елене, с просьбой возвести храм. Император удовлетворил их просьбу и построил часовню Неопалимой Купины (второе название - святой Елены).
В VI веке императора Юстиниан I велел возвести крепостные стены вокруг храма и монашеских жилищ, чтобы оградить их от набегов кочевников, и послал к ним солдат для защиты.
Расцветом монастыря Святой Екатерины стал период крестовых походов в XI-XIII веках, когда увеличилось число паломников, посетивших монастырь. Синайский орден крестоносцев взял под свою охрану, как монахов монастыря, так и паломников. Для них были построены новые помещения и католическая часовня.
В период арабского завоевания Синая в 625 году монастырь направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле), выставленный в монастыре, — провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов. Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 год синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.
После завоевания Египта Османской империей в 1517 году турецкие власти не сократили права монахов, — султан Селим I подтвердил ключевые пункты фирмана Мухаммеда, они сохранили особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря.
В настоящее время монастырь является традиционным местом христианского паломничества. Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины.
В монастыре сохранилась самая большая в мире коллекция древних икон и библиотека рукописей, уступающей по количеству и историческому значению лишь Апостолической библиотеке Ватикана. К наиболее ценным артефактам относится Синайский кодекс – древнейшая рукопись Библии, более 120 средневековых икон и мощи святой Екатерины Александрийской, которые согласно преданию были чудесным образом принесены туда ангелами.
Манускрипты библиотеки монастыря представляющие наибольшую ценность:
- двенадцать листов одного из древнейших текстов Библии, Синайского кодекса (IV век), который был вывезен из монастыря в Россию в 1859 году;
- сирийский кодекс V века;
- десять листов унциального манускрипта VI века на греческом языке с текстом Евангелия от Матфея (Кодекс 074);
- греческое Евангелие 717 года (подарок монастырю византийского императора Феодосия III);
- синайская псалтырь (XI век) — древнейшая псалтырь на славянском языке.
Всего в монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов, в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания, в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.
Смотрите также:

Мечеть Укба (Тунис)

Монастырь Дэбрэ-Дамо (Эфиопия)

Большая мечеть Хасана-II (Марокко)

Храм Хатшепсут (Египет)

Лалибэла (Эфиопия)

Базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ (Кот-д’Ивуар)

Абу-Симбел (Абу-Симбиль) (Египет)