Устройство православного храма
(увеличиваем схему храма - нажать на изображение слева и еще на знак увеличения в нижнем правом углу рисунка)
1) Паперть.
2) Икона храма.
3) Притвор.
4) Средняя часть храма.
5) Алтарь.
6) Солея.
7) Амвон.
8) Клирос.
9) Иконостас.
10) Царские врата.
11) Южная и северная двери.
1) Паперть. Внешний притвор — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.
2) Икона храма. На иконе изображают святого или то событие, которому посвящен данный храм.
3) Притвор. Раньше здесь помещались те, кто еще не принял христианскую веру и пришел, чтобы смотреть на богослужение. У притвора сейчас богослужебное назначение. В нем согласно Уставу должны совершаться литии на великих вечернях, панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продуктов, из которых не все считается приличным вносить в храм. В притворе во многих обителях совершается также последование определенных частей вечерних богослужений.
В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимию от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.
Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в притворе находятся различные иконы.
Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее, или под колокольней, где она примыкает ко храму вплотную.
Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.
4) Средняя часть храма. Средней называется та часть храма, которая расположена между притвором и алтарем. Эта часть храма в древности состояла обычно из трех отделений (отделенных колонками или перегородками), называющихся нефами: средний неф, который был шире других, предназначался для клириков, южный — для мужчин, северный — для женщин.
Принадлежностями этой части храма являются: солея, амвон, клиросы, архиерейский амвон, аналои и подсвечники, паникадило, сидения, иконы, иконостас.
Символизирует Земное Царство, освященное божественной властью. Эту часть не разрешается посещать людям, совершившим тяжкий грех, или вероотступничество.
5) Алтарь. Место вознесения молитвы и принесения бескровной жертвы, означает Царство Небесное. В эту часть храма позволено входить только священнослужителям.
В христианстве термин «алтарь» имеет два значения. На Западе алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая Жертва; часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием. Часто алтарём называется также алтарная картина — живописное изображение или композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещённая над престолом (например, «Гентский алтарь» Яна ван Эйка).
На православном христианском Востоке алтарём называют возвышенную восточную часть христианского храма, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтаря находится престол в виде квадратного стола, на котором обычно находится антиминс, завёрнутый в илитон, богослужебное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница, дароносица и святое Миро в крестильном ящике. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Над престолом иногда сооружается сень с подвешенным образом парящего голубя, символизирующего Святого Духа, сходящего на Святые Дары.
В соответствии с древними традициями, восточная стена алтаря устраивается в виде полукружия — апсиды. В её центральной части помещается образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего апостолов. Под этим образом, прямо против престола, сооружается возвышение — горнее место (горний по-славянски значит «вышний», «возвышенный»), которое является образом Небесного престола Господа Вседержителя. Каждый раз, проходя мимо горнего места, необходимо перекреститься и поклониться Ему. Во многих храмах на горнем месте стоит кресло для архиерея, а с боков от него и ниже — сиденья для священников. Сразу за престолом перед горним местом обычно ставится семисвечник в виде разветвляющегося столпа с семью лампадами.
У восточной стороны престола на длинных древках справа от семисвечника устанавливается запрестольный крест, а слева — запрестольная икона Божией Матери.
В северо-восточной части алтаря обычно у стены находится жертвенник — особый стол для совершения проскомидии. По внешнему устройству жертвенник во многом подобен престолу: его облачают в те же одежды (срачицу и индитию), а, в перерывах между богослужениями, также покрывают пеленой. Как и к престолу, к жертвеннику прикасаются только священнослужители.
У западной стены алтаря к югу между Царскими вратами и пономарскими часто ставится стасидия для настоятеля храма.
Между престолом и Царскими вратами разрешается проходить только священнослужителям во время богослужений. Обычно здесь постилается ковёр с дорожкой на амвон, иногда до аналоя посреди храма. Ковровое покрытие может быть вокруг престола, перед жертвенником и стасидией, или сплошное по всему алтарю.
У северной или южной стены алтаря может быть кадильная ниша и умывальница.
В храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется служить литургию только один раз в день.
6) Солея (лат. solea, от solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении, и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. Перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед. В Русской и Украинской Православной Церкви эта часть солеи называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы.
Солея служит как бы просцениумом для богослужения. Во время богослужебных входов по солее торжественно шествуют пономари со свечами и служащее духовенство.
7) Амвон — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.
До XVII века в православии использовали амвоны византийского типа. На Руси они известны с XII века. Единственный сохранившийся русский амвон данного типа происходит из новгородского Софийского собора и хранится в Русском музее.
После XVII века амвоны византийского типа вышли из употребления, и название «амвон» перешло на примыкающий к солее полукруглый выступ перед Царскими вратами. Именно этом амвоне происходят самые торжественные богослужебные входы и выходы.
8) Клирос — в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию.
Почти в каждом храме имеются два клироса — правый и левый, оба либо на возвышенной предалтарной части храма, по бокам солеи, либо в храмовой части церкви по углам. В некоторых храмах напротив алтаря устроен балкон, на котором находятся певчие. В «Церковном уставе» клиросом иногда называются и сами клирики или певцы с чтецами.
Также клиросом может называться и хор певчих. Во многих православных служебниках употребляется слово «лик», что по церковно-славянски значит «хор».
Клирос как правило отделен от прихожан. Певчие находятся либо на небольшом возвышение от пола, либо клирос огорожен небольшими декоративными оградами из дерева, мрамора, ковки. В центре клироса находится аналой для одного, двух, четырёх или шести певчих (чтецов).
9) Иконостас — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
Иконографический состав высокого иконостаса.
В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к находящимся перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные. Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).
Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:
Нижний ряд (или по-другому «чин») — местный
Второй ряд — деисус, или деисусный чин
Третий ряд — праздничный
Четвертый ряд — пророческий
Пятый ряд — праотеческий
Завершение - Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.
Дополнительные ряды
10) Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.
11) Южная и северная двери в иконостасе (врата) — расположенные в нижнем (местном) ряду православного иконостаса боковые проемы, ведущие в алтарную часть храма. Обычно это две одностворчатые двери по сторонам от главных двустворчатых царских врат, а в небольших храмах или приделах — одна дверь сбоку.
В большом храме (при наличии боковых апсид) левая северная (пономарская) дверь ведет к жертвеннику или, как говорили раньше, в жертвенник, правая южная (диаконовская) — в диаконник (ризницу).
Также их называют малые врата, боковые двери иконостаса, диаконовская и пономарская дверь (врата), двери диаконника и жертвенника. Прилагательное «диаконовская» может использоваться во множественном числе (диаконовские двери) и употребляться в отношении обеих врат, не только южной; также оно может иметь формы «дьяконская» и «дьяконовская». Реже аналогичным образом используется множественное число «пономарские двери».
Смотрите также:
Устройство мечети
Строение католического храма
Строение индуистского храма
Строение буддийского храма
Представление о Храме на сайте