» » Строение индуистского храма


Индуистский храм

Индуистский храм имеет историю более четырех тысяч лет, но все равно его строительство ведется по определенным архитектурным канонам, известным еще с древних времен.

Древние храмы 

В древней Индии архитектурные строения строились как религиозные, так и светские. Чаще всего для строительства использовали дерево и глину, потому они не сохранились до нашего времени. Из камня начинают строить только в первые столетия нашей эры. При строительстве все строго делалось по ритуальным индуистским текстам.  

Архитектура индуистского храма имеет две разновидности:

Дравилийский стиль (Dravida), принадлежностью которого являются высокие башни пирамидальной формы, украшенные резными колоннами с изображениями царей, богов, воинов (стиль южных районов Индии). Ярусы в пирамиде обычно уменьшаются по диаметру вверх, а на вершине располагается купол (шикхара). Такие храмы более низкие по высоте. К таким относятся храм Катармала и Байджнатха.



Стиль Нагара (распространен в северных районах страны) — с башнями в форме ульев (шикхара), сложенных из нескольких слоев архитектурных элементов, завершение которых выглядит как «барабан». Стиль берет свое начало с 5 века н.э. В основе планировки храма — квадрат, однако декоративные элементы внутри разбивают пространство и придают впечатление округлости. В более поздних постройках центральную часть (мандапу) окружают малые храмы, и все сооружение становится визуально похожим на фонтан.

Самое большое отличие в этих видах храмов — размер ворот: в северных храмах их делали очень небольшого размера, а в южных строили огромные красиво украшенные ворота (Гопурам), открывающие вход во двор индийского храма. Часто такие ворота украшали скульптурами и раскрашивали.

Как строили древние архитекторы

Индуистский храм в Индии строился из материала, который подбирался в зависимости от местных строительных возможностей. Например, храмы периода Хойсала в 12-13 столетиях - с большим количеством святилищ и декоративных элементов - строились из пластичного мыльного камня. Благодаря пластичности такого камня у древних скульпторов были большие возможности в создании великолепных декоративных украшений храмов. И наоборот, в районе Мамалапурама, где храм строился из гранита, было невозможно сделать хорошую детализацию поверхности стен. Храмы, построенные из кирпича, также отличаются своими стилистическими особенностями.
Индуистский храм задумывался и строился как жилище бога, все пропорции и рельефы делались всегда согласно канонам. Особенно интересным является то, каким образом архитектурные формы индуистского храма воспроизводят основные принципы науки Васту-шастр, науки архитектурного проектирования и строительства храмов. Принципы этой науки разработал легендарный архитектор Вишвакарман, которого теперь называют божественным ремесленником.

Разновидности древних храмов

Самые древние храмы по архитектуре можно условно разделить на три группы:
  • Одноэтажные небольшие в форме круга или квадрата без надстройки.
  • Храмы, похожие на пещеры, обычно одноэтажные строения с апсидным закруглением.
  • Высокие здания (6-12 этажей), построенные в виде мировой горы, украшенной надстройкой-шикхарой.
План индуистсткого храма часто представлен в виде мандалы (геометрической диаграммы с потенциальными, но тайными возможностями). Движение верующего в храме должно быть направлено из наружной части во внутреннюю, к центру. Причем верующий проходит не прямо, а окольными путями, через «некие ворота, проходы», и в пути должен отбросить все ненужное, чтобы прийти к основам существования.

Внутренняя планировка храма

Индуистский храм, начиная с 6 века н. э., имеет план, подчиненный канону, регламентирующему все внутреннее убранство и религиозные ритуалы.
Центральное место в храме принадлежит алтарю со святыней (гарбха граха), над которой строилась башня (шикхара). Рядом с алтарем располагается зал собраний, следом - анти-зала и входная часть с портиком.
Важная часть храма — святилище Гарбхагриха, представляющее квадрат, вход в который представлен узким и низким единственным проходом, дверей и окон в этом помещении нет (и очень темно). По центру изображено Божество. Вокруг него находится круговой ход, по которому верующие совершают парикрама.
Проход соединяет святилище с большим залом (Мукхамандапа). Также есть узкий проход Антарала (лаз). Мандапа используется для религиозных обрядов, потому помещение иногда строилось довольно большого размера, чтобы поместить всех верующих.
Перед входом в храм обычно располагается животное (скульптура или флаг с изображением), которому данный храм посвящен. Это может быть бык (храм Шивы), лев (храм Богини-Матери), человек с головой птицы (в храмах Вишну). Храм, чаще всего, окружали невысокой стеной. Внутри ограды могут располагаться святыни божеств.

Храмы, вырезанные в пещерах

Индуистский храм, вырезанный целиком из природной скалы, — пример самого высокого мастерства и разнообразия художественных и архитектурных приемов. Искусство резной архитектуры возникло в связи с геологическими особенностями рельефа местности. Самым ярким представителем храма-монолита является храм Кайласанатха в Эллоре, который посвящен Шиве. Все части храма были вырублены в толще скал за несколько лет. Предположительно процесс вырезания храма был проведен сверху вниз.


Этот храм и находящиеся рядом 34 монастыря называют Пещерами Эллоры, в длину эти сооружения занимают 2 км. Все монастыри и храм высечены в базальтовых скалах. Храм является ярким представителем дравидийского стиля. Пропорции здания и резные каменные скульптуры, украшающие храм, являют собой пример высшего мастерства древних скульпторов и ремесленников.
Внутри храма находится двор, по сторонам которого располагаются 3-этажные аркады с колоннами. На аркадах вырезаны скульптурные панели с огромными индуистскими божествами. Ранее существовали также мосты из камня, соединявшие галереи между центром, но под действием тяжести они упали.
Внутри храма расположены два строения: храм быка Нанди Мандапа и главный храм Шивы (оба 7 м высотой), нижняя часть которых украшена каменной резьбой, а в основании находятся слоны, поддерживающие на себе оба строения.

Каменные скульптуры и барельефы

Роль скульптурного декора индуистского храма (изображающего мир животных и обычную жизнь простого народа, сцены мифологических преданий, религиозные символы и богов) состоит в напоминании зрителю и верующим об истинной цели их жизни и существования.
Внешний декор храма отражает его связь с окружающим миром, а внутренний указывает на связь с божественным миром. Если смотреть на декоративные элементы сверху вниз, то прочитывается это как снисхождение божественного к людям, а в направлении от цоколя к вершине — восхождение духа человека в божественную высь. 

Смотрите также:

  • Устройство мечети

  • Строение католического храма

  • Строение буддийского храма

  • Строение православного храма

  • Представление о Храме на сайте